"Экономическая и правовая деятельность предприятия"

   Об авторе   |   Новости   |   Гостевая книга   |   Контакты   |.

 

Предупреждение банкротства

Предупреждение банкротства

Новеллой нового закона о несостоятельности (банкротстве) можно назвать специальную вторую главу, предусматривающую предупреждение банкротства, где указано, что все субъекты и органы исполнительной вла­сти "обязаны принимать своевременные меры по предупреждению бан­кротства организаций" (п.1 ст.26 Закона).

Характер и целеустремленность предупредительных мер определя­ется знанием динамики, структуры и причин банкротства в целом по стра­не, в регионах юридических лиц различных организационно-правовых форм и граждан. Это зависит от распространенности и динамики отдель­ных видов банкротств и типов процедур банкротства.

Теория предупреждения банкротства делится на части: общую и особенную. В общую часть входят: предмет и понятие предупреждения банкротства, ее субъекты, система, специфика мер в зависимости от уровня решаемых задач, организация этого вида деятельности и управление им, прогноз развития системы, планирование и координация предупреждения банкротства и т.д. К особенной части относятся разработка оптимальных условий реализации процедур банкротства, разработка и реализация меро­приятий по финансовому оздоровлению, реструктуризации неплатежеспо­собных организаций, анализ финансового состояния организаций и кон­троля за обеспечением ими платежно-расчетной дисциплины и обеспече­ние на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должни­ка банкротом принятия мер, направленных на финансовое оздоровление должника (п. 2 ст. 26 Закона).

Особенная часть теории предупреждения банкротства есть не что иное, как взаимосвязанная методика изучения и предупреждения банкрот­ства.

В целом теория предупреждения банкротства должна быть нацелена на преодоление, нейтрализацию кризисных процессов, включая антикри­зисное управление, и связывать воедино процессы изучения, прогнозиро­вания и собственно предупреждения банкротства.

Таким образом, предупреждение банкротства - это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию отношений, связанных с конкурсным процессом в целях выявление и нейтрализации причин банкротства и условий, им способствующих; выявления и нейтрализация процессов и явлений, обуславливающих совершение, рост и распространение отдельных форм  и видов преднамеренного и фиктивного банкротства, факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных юридических лиц и граждан; устранение конкретных условий, обуславливающих реализацию процедур банкротства отдельными юридическими лицами и гражданами, определение форм и методов контроля в конкурсном процессе.

Предупреждение банкротства состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них - государственное воздействие на дина­мику структуру, причины банкротства в целом на федеральном уровне. Вторая - предупреждение банкротства отдельных видов и форм банкрот­ства в конкурсном процессе; предупреждение банкротства отдельными группами заинтересованных лиц и т.д.

Третья задача состоит в предупреждении банкротства отдельными заинтересованными лицами в процессе досудебной санации, в процессе антикризисного управления.

Решение первой задачи выходит за рамки теории предупреждения
банкротства и является составной частью общественной практики вообще
и предметом многих наук (права, экономики, управления, социологии и
др.) и контроля за банкротством в конкурсном процессе. Вторая задача
решается в конкурсном процессе, третья — в процессе антикризисного
управления. Специфика задач и особенностей мер по предупреждению
банкротства влияет на выявление конкретных субъектов конкурсного процесса, их компетенцию и взаимодействие друг с другом, требует исследо­вания вопросов правового, социально-экономического, управленческого обеспечения предупреждения банкротства, разрабатывает критерии и по­казатели результативности предупредительной деятельности.

В совокупности государственные учреждения, общественные институты и осуществляемые ими меры по предупреждению банкротства обра­зовывают систему предупреждения банкротства.

Основными элементами этой системы являются субъекты предупре­ждения банкротства, их взаимодействие друг с другом и с субъектами бо­лее общих систем; осуществляемые ими общие, специализированные и индивидуальные меры предупреждения банкротства, внедрение комплекс­ных и целевых программ противодействия банкротству, социально-экономическое, правовое и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности. Без понимания этого невозможна борьба с преступностью в конкурсном процессе. Система предупреждения банкротства, как и всякая социальная система, проявляет себя через конкретные формы деятельно­сти, корректирует взаимоотношения людей, воздействует на их поведение обществе. Целевая предназначенность системы, ее отдельных субъектов, форм и методов состоит в том, чтобы не допустить перерастания возникающих конкурсных процедур в конфликты, приводящие к нарушению уголовно-правовых запретов. В тех же случаях, когда предприятие признано банкротом, задача состоит в нейтрализации их причин, осуществлении мер, предотвращающих банкротство.

Необходимым элементом системы являются субъекты предупреждения банкротства. К ним, в широком смысле слова, относятся все государственные и общественные институты, юридические лица и граждане своей деятельностью влияющие на предупреждение банкротства. Среди этих субъектов есть такие, которые специально созданы для этих целей ФСФО РФ, и такие в компетенцию которых, наряду с другими полномо­чиями, входит и обязанность осуществления в определенных рамках пре­дупреждения банкротства. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим харак­теристики лишь субъектов предупреждения банкротства.

Указанные субъекты можно разделить на три группы. Первая - те субъекты, которые непосредственно ведут эту работу. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие эту работу в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению банкротства. Конечно, такое деление в из­вестной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной рабо­ты, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектов в каждой из трех назван­ных групп. Кроме того, данные субъекты действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонталь­ные, так и иерархические вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач).

Государственным органом по делам о несостоятельности (банкрот­стве) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 301 от 04.04.2000 г. является Федеральная служба России по финансовому оздо­ровлению и банкротству (ФСФО РФ).

Федеральная служба является федеральным органом исполнитель­ной власти, имеет статус юридического лица (п.1 п. 10 Положения). Свои функции и полномочия Служба осуществляет через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях, их деятель­ность регулируется положениями, которые утверждает руководитель Фе­деральной службы (п.п.1 и 6 Положения и п. 3 ст.25 Закона о банкротстве).

Основными задачами Федеральной службы являются следующие: во-первых проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которая включает в себя: сбор и анализ информации; принятие на этой ос­нове решений, прогнозирование и разработку планов предупреждения банкротства; их реализацию; оценку достигнутых результатов.

Оптимальность решений любого субъекта конкурсного процесса за­висит в первую очередь от того, обладает ли он достаточной, объективной и достоверной информацией о выполнении задач в пределах своей компетенции. Так, ФСФО, как субъект, осуществляющий государственную по­литику по предупреждению банкротства, должен иметь сведения, позволяющие точно оценивать потенциального должника, строить прогнозы о возможности нарушения ими платежно-расчетной дисциплины, знать, какого характера меры могут их предотвратить, получать информацию о результатах предупредительных действий.

Самостоятельным направлением в предупредительной деятельности является также профилактическая работа Высшего Арбитражного Суда по гражданским делам и при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных   лиц и государственных   органов.   Рассмотрение   гражданско-правовых и административных правонарушений, их своевременное пресечение и устранение вызвавших их причин одной из своих задач имеют предотвращение перерастания противоправных деяний в наиболее опас­ную их форму - преступления.

Вторая задача, которую решает ФСФО РФ, по обеспечению условий реализации процедур банкротства (п. 1 ст. 25 Закона), которая состоит в осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Рос­сийской Федерации законов; принятии мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Данная задача имеет свое отражение в осуществлении ряда других функций, например, 1) направление в суд заявлений о признании должника банкротом; 2) обеспечение реализации процедур банкротства отсутствую­щего должника; 3) подготовка заключений о наличии признаков фиктив­ного или преднамеренного банкротства по запросам прокуратуры, судеб­ных и иных органов; 4) образование коллегий уполномоченных государст­венных представителей - кредиторов и осуществление организационно-технического обеспечения их деятельности; 5) проведение анализа финан­сового состояния организаций-должников и оценки их платежеспособно­сти, ведение учета таких организаций; 6) предоставление по запросу ар­битражного суда кандидатуры арбитражных управляющих; 7) привлечение специализированных управляющих компаний для обеспечения деятельности сотрудников федеральной службы в случаях, когда в соответствии с законом на них возлагается исполнение функций арбитражного управ­ляющего и другие.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления за­конности ФСФО РФ осуществляет надзор, во-первых, за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; во-вторых, за исполнением законов органами, осуществляющими подготовку заключений о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; в-третьих, за исполнением законов в конкурсном процессе и создании необходимых условий для реализации процедуры банкротства, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых арбитражным судом, за исполнением законов органами управления, юридических лиц и отдельными гражданами. В свою очередь охрана прав граждан становится особо важной функцией прокуратуры в условиях стремления к правовому государству. Осуществляя эти функции, ФСФО обязана восстанавливать нарушенную законность, опротестовывать незаконные решения, возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное, материальное или уголовное производство. Эти задачи будут быть полностью выполнены только тогда, когда ФСФО установит причины нарушения законности и примет меры по его устранению. Особенность надзорной деятельности ФСФО выражается и в том, что она не только сама осуществляет профилактические меры, но и побуждает другие государственные и общественные структуры к ведению предупредительной деятельности.

В сфере государственного управления, в гражданском судопроиз­водстве, защите прав, свобод и законных интересов граждан ФСФО обяза­на выявлять причины правонарушений и принимать меры как к их устра­нению, так и к недопущению, чтобы нарушения законности не переросли в наиболее опасную форму - преступления.

Третья задача ФСФО РФ заключается в разработке и реализации ме­роприятий по финансовому оздоровлению, реструктуризации неплатеже­способных организаций, а также по обеспечению анализа финансового со­стояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. В п. 1 ст. 27 Закона указано, что в рамках мер по предупреж­дению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая по­мощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательственных платежей и восстановления платежеспособности долж­ника (досудебная санация).

Федеральная служба принимает меры по финансовому оздоровле­нию неплатежеспособных организаций и предупреждению их банкротства. Это проявляется в осуществлении таких функций, как принятие участия в формировании и реализации федеральных и межгосударственных про­грамм по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспо­собных организаций, в том числе имеющих значение для экономики стра­ны: 1) ФСФО организует привлечение необходимых финансовых средств Для их реализации; 2) участвует в рассмотрении вопросов о предоставле­нии государственной финансовой поддержки неплатежеспособным орга­низациям; 3) ведет учет и анализ платежеспособности крупных, экономи­чески и социально значимых организаций с целью последующего пред­ставления предложений в Правительство РФ по их финансовому оздоров­лению; 4) участвует в проведении реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет организаций-должников и осуществляет другие полномочия.

Четвертая задача состоит в исполнении полномочий органа, обеспечивающего защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о состоятельности (банкротстве).

Еще одним направлением деятельности Федеральной службы является лицензирование деятельности арбитражных управляющих. В данной сфере Служба осуществляет следующие функции: 1) утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности; 2) организует систему подготовки арбитражных управляющих: подбор специалистов по антикризисному управлению и их подготовку, разработку и утверждение соответствующих квалификационных требований и программ обучения; 3) ведет списки лиц, получивших лицензию ар­битражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных су­дах; 4) осуществляет надзор в этой области.

Помимо этого Федеральная служба имеет право осуществлять неко­торые функции в отношении государственных унитарных предприятий-должников участвовать в установленном порядке в принятии следующих решений: 1) о ликвидации неплатежеспособных федеральных государст­венных унитарных предприятий и осуществлении иных полномочий соб­ственника, связанных с их ликвидацией; 2) об обращении от имени собст­венника в арбитражный суд с заявлением должника о признании его бан­кротом; 3) об освобождении от занимаемой должности руководителя тако­го предприятия, признанного неплатежеспособным; 4) вносить предложе­ния по приватизации федеральных государственных унитарных предпри­ятий-должников в федеральный орган по управлению имуществом и т.д.

Положением предусмотрены и другие функции Федеральной служ­бы, которые тесно связаны с ее полномочиями (правами).

В связи с тем, что на Федеральную службу возложено решение дос­таточно сложных задач и осуществление широкого круга функций, зако­нодатель предоставил ей также и широкие полномочия:

Во-первых, представлять интересы Российской Федерации по обяза­тельным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, осу­ществлять права кредиторов по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством, интересы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований как собственника (участника, учредителя) или кредитора на основании соответствующих соглашений, осуществлять от их имени процессуальные права при рассмотрении судами дел о банкротстве;

Во-вторых, издавать в пределах своей компетенции нормативные акты (приказы, распоряжения, письма и т.п.) и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства; давать заключения по вопросам, связанных с определением несостоятельности (банкротства), финансовым оздоровлением организаций и др.; принимать участие в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности;

В-третьих, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, инициировать проведение аудиторских проверок, обращаться в соответствующие контролирующие органы с запросом о проведении проверок и принимать участие в их проведении;

В-четвертых, запрашивать у органов исполнительной власти и организаций необходимую информацию, осуществлять контроль и надзор за деятельностью арбитражных управляющих.

Полномочия в области надзора за деятельностью арбитражных управляющих устанавливаются, помимо Закона о банкротстве и Положе­ния, Распоряжением ФСДН России от 27.08.99 г. № 23-р.

Следует отметить, что наделение ФСФО как лицензирующего органа функцией контроля за деятельностью арбитражных управляющих и в тоже время нравом выступать в деле о банкротстве в качестве кредитора по обя­зательным платежам может привести к злоупотреблению и давлению на управляющих и тем самым к ограничению независимости в осуществле­нии их деятельности. А также поставить кредиторов должника в неравное положение при выборе кандидатуры арбитражного управляющего (в частности, в случае предоставления кандидатуры по запросу арбитражного су­да в ФСФО).

В зависимости от объема информации, сроков и других данных ис­пользуется три метода прогноза несостоятельности (банкротства): экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.

Экстраполяция - метод, применяемый чаще всего при сравнитель­но краткосрочных прогнозах, когда очевидно, что в основном будут дейст­вовать причины, определившие и современную экономическую ситуацию.

Суть экстраполирования состоит в том, что будущие изменения оп­ределяются на основе показателей, характеризующих несостоятельность и банкротство в прошлом и настоящем.

На основе исходных данных формируются статистические ряды, ко­торые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирую­щих прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности экономи­ческой ситуации в стране.

Экспертная оценка используется в более сложной экономической ситуации и при необходимости более длительных по времени прогнозов. Суть метода состоит в том, что отобранной группе высококвалифициро­ванных специалистов передаются вопросы, требующие количественной оценки возможных изменений и их удельного веса в шкале соответствую­щих факторов.

И, наконец, в предупреждении банкротства применяется моделиро­вание, когда анализ факторов, влияющих на неплатежеспособность пред­приятий, с помощью соответствующих методов экономического анализа и математических формул формируется в программы и обеспечивается с помощью компьютера. Метод моделирования позволяет использовать экономическую, социальную, демографическую и другие виды информации. Можно при этом учесть и расчеты по прогнозам индивидуального поведения - степень возможности совершения умышленного банкротства лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность с нарушением законодательства. Прогнозы являются подготовительной стадией для раз­работки мер по предупреждению банкротства, комплексных планов борь­бы с умышленным и фиктивным банкротством.

Рассмотрим некоторые организационные и методические аспекты планирования предупреждения банкротства юридических лиц и граждан.

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, организационного, воспитательного, государ­ственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную рас­становку предупреждения банкротства, обеспечивает дифференцирован­ный подход к организации предупредительных мероприятий примени­тельно к сфере экономики с различной степенью распространенностью банкротства, к разным группам предприятий и граждан. Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности субъектов, осуществляющих предупреждения банкротства юридических лиц и граждан, усиление их связи с общественными органи­зациями и трудовыми коллективами предприятий.

План - это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач. Планом предусматри­ваются исполнители и сроки выполнения заданий. В нем также содержатся указания о средствах и путях его выполнения. От других документов план тем и отличается, что в нем не только ставятся задачи, но и содержится конкретная программа их решения.

Одним из видов планирования являются комплексные планы, за­ключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и других задач. Широта и характер мероприя­тий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирова­ния. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внут­ренних дел, прокуратуры, арбитражного суда и юстиции и налоговых ор­ганов и налоговой полиции.

Комплексные планы должны составляться в районах, городах, об­ластях, краях и республиках.

Планируются  и  специальные меры  предупреждения  банкротства, осуществляемые органами внутренних дел, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер предупреждения банкротства; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности ФСФО; согласование их совместных действий с другими государственными и правоохранительными органами и организа­циями.

По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное рассчитано на длительный срок Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки предупреждения правонаруше­ний и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок.

Перспективное и текущее планирование связаны между собой.

При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих про­гнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.

На основании перспективных создаются комплексные планы или долгосрочные мероприятия предупреждения банкротства, входящие составной частью в планы социального развития на тот же срок.

Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т.е.; от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в состоянии платежеспособности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль вы­полняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной об­становки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом.

Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть всегда строго индивидуализированы. Они разрабатываются с учетом краткосроч­ных прогнозов и в зависимости от своего характера обычно на те же сроки.

Непрерывность, преемственность, взаимосвязь и интеграция планов - вот те требования, которые обеспечивают результативность планирова­ния предупреждения банкротства.

Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов: 1) определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени; 2) разработка и координация программ мероприятий в целях бо­лее эффективного решения этих задач; 3) распределение сил по выполне­нию программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.

Первому этапу, как уже сказано, предшествует анализ и прогноз ан­тикризисного управления.

Анализ должен проводиться по заранее разработанной программе.

В ней предусматривается: цель изучения, вопросы, подлежащие вы­яснению; источники получения необходимой информации, методы полу­чения и обработки собранной информации, в том числе расчет количест­венных показателей; определение основных тенденций банкротства; дача оценки эффективности мер ее предупреждения; определение задач плана й внесение предложений по их разрешению.

В зависимости от вида плана, масштабов его реализации, характеристики объекта, для которого он предназначен, содержание программы конкретизируется.

Кроме анализа состояния предупреждения банкротства, изучается и результативность мероприятий, осуществляемых в анализируемый период.

Как только сформулированы задачи, начинается второй этап планирования - составление программы мероприятий по их выполнению.

Мероприятия разрабатываются по соответствующим разделам плана, перечнем конкретных мер их выполнения. Учитывается актуальность за­даний, решаемых в установленный срок.

Одновременное и интенсивное решение всех вопросов предупреж­дения банкротства невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их первоочередному разрешению, что способ­ствует концентрации сил и средств на решении узловых вопросов.

Методические требования планирования, вытекающие из природы самого банкротства, состоят в необходимости применения комплекса эко­номических, организационно-управленческих, воспитательных, правовых и других средств ее предупреждения.

Третий этап - это распределение сил и установление времени испол­нения мероприятий предусмотренных планом.

В данном случае необходимо соблюдать два требования. Первое со­стоит в том, что конкретные мероприятия должны исполняться только те­ми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся.

Второе требование заключается в том, чтобы различные мероприя­тия в пределах раздела-задания были скоординированы по времени и мес­ту их выполнения. Необходимо также определить ответственных за испол­нение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реали­зацией данного плана.

После составления плана начинается текущая работа по его испол­нению.

Но как бы ни был точен план и обоснованы мероприятия по его осу­ществлению, действительность вносит свои поправки в плановое решение. Отсюда очевидна необходимость постоянной организаторской работы сообразно конкретной обстановке предупреждения банкротства. По истечении срока выполнения планов возможно проведение контрольного антикризисного управления и предупреждения банкротства.

Его целью является выяснение следующих обстоятельств: какие изменения произошли в состоянии, динамике и структуре банкротства; какие причины  и условия, способствующие фиктивному и преднамеренному банкротству, удалось установить в результате осуществления мероприятий, предусмотренных тем или иным планом, какие из них оказались наиболее эффективными и какие не сработали, какие негативные факторы продолжают действовать, какие появились новые факторы и что нужно осуществить для их устранения.

Такого рода криминологический анализ служит не только формой контроля, но и основанием для составления очередного плана профилакти­ки преступлений.

Ресурсное обеспечение системы предупреждения банкротства на фе­деральном уровне осуществляется по двум независимым направлениям. Первое направление - это подбор, подготовка и аттестация лиц для назна­чения арбитражными управляющими арбитражным судом для проведения процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства (ст. 2 Закона). Второе направление - подбор и расстановка менеджеров антикризисного управления предприятиями, с учетом отно­шений собственности. В настоящее время допущено противоречие между потребностями в тактическом и стратегическом менеджменте предпри­ятия, с одной стороны, и трудностью совмещения двух типов (стратегиче­ского и тактического) менеджеров - с другой. Для разрешения этого про­тиворечия необходимо разделить стратегическое и тактическое антикри­зисное управление предприятий - готовить стратегических менеджеров специально, а не в результате перехода с одной ступени тактического управления на другую. Поэтому вопрос о подготовке в стране кадров, мо­гущих осуществлять антикризисное управление в процессе предупрежде­ния банкротства, проблематичен. Отсюда - и результаты.

Система предупреждения банкротства нуждается в программном обеспечении. Отсутствие такового сдерживает развитие специализирован­ных служб там, где они существуют.

За истину можно принять положение, что предупреждать банкротст­во выгоднее, чем затем наказывать за него.

Однако материально-техническое обеспечение предупреждения бан­кротства ведется только в рамках раскрытия умышленного банкротства и наказания за него. Собственно предупредительная деятельность финанси­руется значительно хуже, да и организация ее ведется в рамках выполне­ния других задач. В результате на нее не остается ни времени, ни необхо­димого ресурсного обеспечения.

Предупреждение банкротства в большей или меньшей степени свя­зано с вторжением в коммерческую тайну. В ряде случаев решение задач предупреждения банкротства требует ограничения каких-то прав и свобод предпринимательства.

Применение таких ограничительно-предупредительных мер возмож­но на основе закона и лишь в пределах, строго определенных им.

Каждый субъект предупреждения банкротства не может действовать произвольно, а только в рамках своей компетенции, установленной зако­ном или в развитие его положений другим правовым актом.

В стране действует разветвленная система государственных органов, в задачу которых входит в пределах их компетенции восстановление нарушенной законности, установление виновных в этом и привлечение их к ответственности. Восстановление законности включает в себя и установление обстоятельств, приведших к правонарушению (и особенно к наиболее опасному его виду - преступлению) и принятие мер к их устранению. Таким образом, деятельность по предупреждению банкротства составляет обязательную органическую часть выполнения правоох­ранительных функций.

К системе правоохранительных органов в первую очередь относятся: арбитражный суд, прокуратура, налоговые органы, налоговая полиция. По арбитражным делам суд в соответствии со своими процедурами, установ­ленными арбитражно-процессуальным кодексом, обязан не только поста­новить приговор и решить судьбу дела, но и выяснить причины банкротст­ва условия, способствующие его совершению, и принять меры к их устра­нению. В соответствии с Конституцией России (ст. 118) правосудие в Рос­сийской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Что га­рантируется строгим соблюдением требований законности. Конкретный анализ причин банкротства в судебных определениях, как правило, не да­емся, что сами определения превращало в формальные бумаги. Нечасто можно встретить и упоминание о лицах, ответственных за допущенные не­достатки (исключая, конечно, осужденных по приговору суда). Все это снижало профилактическую роль суда, как обесценивало и положение за­кона, обязывающего суды вскрывать причины и условия совершения преднамеренного или фиктивного банкротства. Тревожный симптом имеет место сегодня и в теоретических дискуссиях, где суд представляется лишь как орган правосудия, дело которого - определять наказание. Он многими теоретиками, а, следовательно, и практически, выведен из системы право­охранительных органов. Полагаем, что независимость суда - не основание Для принижения его профилактической роли. Более того, мы считаем, что в новых условиях суд должен искать новые пути усиления профилактиче­ской работы, а не стоять в стороне от столбовой дороги борьбы с преступностью в качестве наблюдателя. Постоянный рост преступности в сфере банкротства обязывает все ячейки общества повышать свою роль в борьбе с ней. И не формально, а по существу.

Неточности или намеренная однобокость в теории и уголовной по­чке могут приводить к тому, что уголовное наказание станет самодовлеющим средством превентивной деятельности.

 

 



Вопросы к зачету Литература расписание занятий Система конкурсного права Понятие и признаки несостоятельности особенная часть конкурсного права общая часть конкурсного права История развития законодательства о несостоятельности Понятие и виды субъектов конкурсного права конкурсные и неконкурсные кредиторы 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


18.04.2014 10:22:10
Новый набор на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 
02.04.2014 09:59:50
КОНКУРСЫ, ПОСЯВЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
подробнее   >>>
 
11.03.2014 14:57:10
День открытых дверей
подробнее   >>>
 
07.03.2014 14:18:37
Проводится набор на курсы дистанционного обучения «Управление малым бизнесом»
подробнее   >>>
 
02.03.2014 15:04:34
ПРОВОДИТСЯ НАБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ с началом обучения с 1 февраля, сентября 2014 года
подробнее   >>>
 
02.03.2014 12:13:02
Проводится набор на курсы повышения квалификации
подробнее   >>>
 
23.02.2014 11:28:59
Дорогие женщины поздравляем Вас с 8 Марта!
подробнее   >>>
 


все новости...